г. Ульяновск
Геннадий Антонцев
Тарифы снизят. В будущем. Может быть.
На прошлой неделе официальная городская газета сообщила потрясающую новость: Сергей Ермаков предложил депутатам гордумы «дилемму». Выбор – между созданием совместного с энергетиками предприятия, которое будет заниматься отпуском и транспортировкой тепла, и передачей городских теплосетей в аренду энергетикам. Таким образом, считает мэр, Ульяновск решить проблему ежегодной задолженности энергетикам 400-500 миллионов рублей.
В качестве аргумента Сергей Николаевич выдвинул: такая «система» работает в Самаре, Тольятти, Казани и Саратове достаточно эффективно. Мол, почему же не перенять «положительный» опыт соседей? Давайте сделаем «как у всех»: «Вот тогда и снимем с себя эту обузу - ежегодно изыскивать дополнительные 400-500 миллионов рублей», - аргументирует мэр. Но…
Хорошо забытое старое
«Идея» передачи теплосетей энергетикам родилась не у мэра Ульяновска и не сегодня. Ещё в марте 2006 года энергетики предложили городской власти передать им в управление муниципальные предприятия «Теплоком» и «Городской теплосервис». Аргумент энергетиков выглядел так: «в целях улучшения сбора средств за отпущенное тепло, снижение издержек теплосетевых компаний». Каким образом передача теплосетей ВоТГК улучшит сбор средств, энергетики не говорили ни в 2006 году, ни сегодня. Снизить издержки возможно. Но, опять же, на сколько? И почувствует ли это потребитель – всегда оставалось загадкой.
В марте 2006 года был даже подписан трёхсторонний протокол (Морозов, Ермаков, представители энергетиков). В протоколе говорилось не только о цитируемом выше, но и плане введения банкротства «Теплокома» и «Теплосервиса» (как хотелось – поскорее!).
В то время Ермаков отказался исполнять пописанный им протокол. За что впоследствии был «бит» неоднократно, а энергетики предприняли несколько попыток обанкротить городские теплосети (правда, безрезультатно). И вот сегодня «дилемма» представлена как собственная мысль градоначальника. Что говорить, такие метаморфозы у нас нередки.
Сомнения
Главное сомнение в том, что реорганизация улучшит сбор денег с населения и предприятий и позволит избежать долгов энергетикам. За два с половиной года никто так и не убедил в прямой зависимости между собираемостью денег и принадлежностью теплосетей.
Как передача сетей энергетикам повысит сбор денег (по высоким тарифам!) с бедного населения?
Каким образом мы уйдём от 500 миллионов долгов? Разве таким, что сегодня эти 500 миллионов энергетикам должны пока ещё муниципальные «Теплоком» и «Теплосервис», и поэтому у городской власти болит голова. А при ликвидации (по Ермакову) городских «неэффективных продавцов-посредников», один на один с энергетиками останутся управляющие компании, жители, частные и муниципальные предприятия (учреждения, организации). Расходы последних на коммуналку закладываются в бюджет. А вот остальные… Да хоть миллиард долгов копите! Городская власть тут будет ни при чём. Власть просто умоет руки, потому что муниципальный посредник между потребителями энергоресурсов и ВоТГК исчезнет.
В общем, исчезновение бампера (в виде муниципальных теплосетей) между управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК чрезвычайно опасно. Тем более, в условиях, когда энергетикам даётся зелёный свет на размер повышения тарифов. А что будет с тарифами, если государство (как оно намерено) откажется от регулирования тарифов на следующий год?
Политическая составляющая?
В общем, если бы я был депутатом, то с наскока дилемму мэра Ульяновска не решил бы.
Если муниципальные теплосети действуют неэффективно, городской власти нужно немедленно заняться наведением порядка. Есть в Ульяновске власть или нет? Ведь никакого анализа причин неэффективности никто не делал!
Долги населения – не показатель. Тем более, что в накоплении долгов есть и прямая вина самой власти: тарифы считать тоже нужно уметь. Но и считает с ошибками (а тарифа на ГВС нет до сих пор!), и не защищает горожан от чрезмерно задранных энергетиками тарифов.
Управлять жилым фондом власть должна наравне с простыми собственниками квартир. Но не управляет никак! И так далее…
Передача транспортировки тепла энергетикам приведёт к тому, что они станут контролировать весь процесс – начиная от производства тепла и доставки до оплаты его потребителем. Такая монополия ВоТГК да ещё при лоббировании областной властью - опасная игра.
Кстати, об играх…
Газета «Время» в феврале 2007 года писала об «играх» на выборах мэра в Самаре: «В Самаре же ситуация с передачей сетей и котельных в ведение энергетиков оказалась гораздо сложнее, к тому же в ней была сильна политическая составляющая. Прежняя администрация Георгия Лиманского весьма неохотно отвечала на инициативы энергетиков, особенно с учетом того, что они активно работали против Лиманского. Поэтому в ходе выборной кампании от людей, близких к руководству ОАО «Волжская ТГК» и группе «СОК», поступило предложение добровольно передать компании все муниципальные котельные и теплосети. В обмен на это гарантировалось, что Лиманский выиграет выборы и в отношении него прекратится какой-либо прессинг. Параллельно подобное предложение было озвучено другому кандидату в мэры, Виктору Тархову. В случае победы он должен подписать - в качестве своеобразной компенсации - распоряжение о передаче котельных в собственность энергетиков».
Выборы в Ульяновске прошли давно. Но нет-нет, а политическое давление даёт о себе знать. И думается мне, что дело вовсе не в неэффективности муниципальных теплосетей. А просто дожали Сергея Николаевича. И, хотя, заканчивается сообщение об инициативе мэра расплывчатой перспективой «снижения темпов роста тарифов в будущем», не верится в это. А вот то, что власть лишится обузы – ежегодных дополнительных полумиллиарда рублей – вполне реальная перспектива.
Только вот обуза эта с власти на горожан будет переложена. Впрочем, в этом году 300 миллионов в виде доначисления за тепло и ГВС уже выставлены ульяновцам…
Опубликовано в газете "Новый град Симбирск" 10 июля 2008 г.
<<Предыдущая | Вверх | Следующая >>
Главная | 2008 год | 2007 год |