г. Ульяновск
Геннадий Антонцев

Незаконнорожденный Минздрав

Месяц назад Сергей Морозов получил от прокурора области Валерия Малышева очередное представление «об устранении нарушений федерального законодательства». На этот раз прокуратура указывает на «многочисленные грубые нарушения законодательства о государственной гражданской службе» в процессе создания Минздраве.

Фёдор Прокин
Деятельность Фёдора Прокина вновь удостоилась внимания областной прокуратуры.

Изложенное на восьми страницах прокурорское представление начинается упоминанием о том, что ранее уже указывалось на нарушения законности этим министерством, «в частности, при размещении заказов на проведение работ, оказание услуг для госнужд» (об этом наша газета подробно рассказывала в нескольких номерах). И вот, пишет Малышев, прокуратура вновь выявила многочисленные и грубые нарушения…

На дне медицинского работника Сергей Морозов выступил с докладом, который назывался «Почему мы вкладываем в здравоохранение огромные деньги, но не получаем должного результата?» (к сожалению, прямого ответа на этот вопрос я в докладе так и не обнаружил – Г. А.). Говоря о проблемах медицинской отрасли и реформировании здравоохранения, губернатор отметил: «Проблемы отрасли здравоохранения вам хорошо известны. Назову ключевые три. Это, во-первых, низкая доступность услуг для населения при их низком качестве. Вторая проблема - низкая эффективность использования ресурсов при слабом государственном и полном отсутствии общественного контроля. Третья - отсутствие внятной стратегии проведения реформ в отрасли».

Опираясь на свой журналистский опыт контроля эффективности использования ресурсов Минздравом (а его как раз и можно отнести к общественному контролю), я бы несколько по-другому расставил акценты во второй проблеме: «низкая эффективность использования ресурсов при полном отсутствии государственного контроля и слабом общественном контроле». И добавил бы при этом: при ничтожном внимании правительства области к общественному контролю… Впрочем – это моё личное мнение.

Очередное же представление прокурора указывает на некоторые причины неэффективности работы ульяновского Минздрава, приводящие, в том числе, и к перерасходованию бюджетных денег.

Устраниться от контроля

Началось всё с того, отмечает прокурор, что «упразднение» Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения и «преобразование» департамента здравоохранения и фармации в Минздрав (в соответствии с постановлениями губернатора и распоряжениями правительства области) было произведено с нарушениями законодательства. И, как следствие, возникшими впоследствии нарушениями в «освобождении» и «назначении» чиновников на новые должности. Проверка Управления госслужбы и кадров аппарата правительства, сообщает прокурор, подтвердила огрехи «упразднения-преобразования», однако, «в дальнейшем управление устранилось от осуществления контроля над ситуацией, складывающейся в ходе образования Минздрава, что также способствовало допущению нарушений». Результат – «грубые нарушения законодательства о государственной службе».

Служащий «со стороны»

Структура и численность вновь созданного Минздрава были утверждены распоряжением Фёдора Прокина 23 января 2008 года. Однако, отдельные работники департамента и Минздравсоцподдержки стали получать письменные уведомления с предложениями о работе на должностях в новом министерстве ещё в декабре 2007 года.

Практически все сотрудники Минздравсоцподдержки были приняты в Минздрав переводом 9 января 208 года. Одновременно с этим 18 сотрудников департамента были предупреждены о предстоящем увольнении, и впоследствии уволены приказом департамента от 22 ноября 2007 г. Уволенным выплатили компенсацию в размере 4-месячного содержания и дополнительную компенсацию в связи с досрочным освобождением от должности. На компенсационные выплаты ушло около 2 миллионов бюджетных рублей.

Этот факт, отмечает прокурор, был известен Контрольному управлению аппарата правительства, однако «принципиальная оценка действиям, повлекшим существенные расходы регионального бюджета, дана не была».

Замещение вакантных должностей должно производиться по конкурсу. Однако, здесь проблемы начались ещё при «рождении» конкурсной комиссии: отдельные положения о ней не соответствуют требованиям законодательства. В результате в состав независимых экспертов попали должностные лица правительства области. Как следствие этих и других нарушений: «На момент объявления и проведения конкурса все заявленные в качестве «вакантных» должности были фактически замещены. Более того, впоследствии эти же работники, будучи участниками конкурса, стали его победителями и продолжили работу на ранее замещаемых должностях, что свидетельствует о фактической фиктивности конкурсных процедур, проведённых лишь с целью формального соблюдения законности», - сообщается в представлении.

В качестве примера в представлении указан список из 14 человек, которые были приняты на госслужбу в январе 2008 г. с заключением срочных служебных контрактов без проведения конкурса, до утверждения структуры и штатного расписания Минздрава. При этом, отмечает прокурор, «подавляющее большинство из них принято на должности «со стороны», при отсутствии стажа государственной гражданской службы». Но...

Оказывается, «практика назначения лиц на должности государственной гражданской службы без проведения конкурса с заключением срочного служебного контракта продолжается и в настоящее время, когда процесс создания Минздрава фактически завершён».

Учителя в здравоохранении

Очевидно, по причине скудных зарплат, некоторым своим начальникам и сотрудникам отделов министр Прокин разрешает работу на 0,25 или 0,5 ставки в городских и областных больницах. Эти распоряжения министра прокурор также считает противоречащими закону, поскольку в этом случае сотрудники «вступают в возможный конфликт личного и государственного (общественного) интереса, что недопустимо».

Не все нарушения, отмеченные прокурором, «родились» в новом Минздраве. Некоторые сегодняшние сотрудники этого министерства принимались на государственную гражданскую службу с нарушениями, допущенными ещё департаментом и Минздравсоцподдержки. А принимались, оказывается, люди не только без проведения конкурса, но и без необходимого высшего профессионального образования (например, учитель или «менеджер организации») и без стажа работы по специальности.

«За сложность и напряжённость в труде»

Провела прокуратура и анализ служебных контрактов. Здесь тоже обнаружились «мелочи», например незаполненная и не подписанная анкета. Или, например, отсутствие в справке об имуществе основания приобретения, реквизиты договора купли-продажи автомобиля «LEXUS RX-350», принадлежащего начальнику отдела на праве собственности (продажи этой иномарки начались в России весною 2006 года, и самая дешёвая комплектация тогда стоила около 59 тысяч долларов – Г. А.).

Кадровая служа Минздрава, делает вывод прокуратура, не проводит требуемых законом работ по проверке достоверности персональных данных и сведений о доходах и имуществе.

Распоряжение министра «О надбавках стимулирующего характера руководителям государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области» от 28 января 2008 года, «не соответствует федеральному законодательству», - делается вывод в представлении. Этим документом Фёдор Прокин установил надбавку «за сложность и напряжённость в труде, выполнение особо важных и срочных работ» в размере от 100 до 300 процентов оклада. Однако, в соответствии с законом подобные надбавки устанавливаются на срок проведения особо важных или срочных работ, и «подлежат отмене по их окончании». Но в распоряжении не указано, за выполнение каких работ (и на какой срок) установлены надбавки. А набавка «за сложность», утверждает прокуратура, федеральным актом не предусмотрена.

Дискредитация

«Таким образом, - заканчивается представление, - процесс создания Минздрава, а также организация его работы, сопровождались и продолжают сопровождаются грубыми нарушениями законности, дискредитирующими его как орган государственной власти и порождающими обоснованные жалобы граждан. Выявленные нарушения потенциально ведут не только к нарушению трудовых прав отдельных граждан, но и причинению ущерба региональному бюджету».

В заключение прокурор предложил губернатору рассмотреть представление, принять меры по устранению нарушений, а также недопущению их впредь. И, как всегда – рассмотреть вопрос о привлечении дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Опубликовано в газете "Новый град Симбирск" 03 июля 2008 г.

<<Предыдущая | Вверх | Следующая >>
Главная | 2008 год | 2007 год |

Геннадий Антонцев
Главная 2008 год 2007 год Об авторе ЖЖ Контакты Закладка
Simbirsk Banner
Simbirsk Banner
Используются технологии uCoz