г. Ульяновск
Геннадий Антонцев

Горячая вода - орудие шантажа?

«Что, помыться к нам приехал?», - три года назад шутили мои коллеги – москвичи, когда я приезжал в командировку в столицу. Что делать – приходилось отшучиваться: в то время почти вся Россия знала о том, что ульяновцы целое лето бегают по квартирам с кастрюлями, а продажа водонагревателей и их установка стала одним из самых доходных видов бизнеса. Новая власть, несмотря на постоянные споры с энергетиками и долги, все же старается, чтобы горячая вода исчезала в наших кранах только на время гидравлических испытаний. Однако, на прошлой неделе некоторые новогородцы пережили небольшой шок: им пригрозили отключением воды…

29 июня, в пятницу, мне позвонили жители дома №27 по проспекту Лениного комсомола: «У нас на подъездах повесили объявления, что в связи с нашей задолженностью за тепло и горячую воду с 3 июля воду отключат. Что это за безобразие? Мы в суд подадим!» Действительно, на некоторых подъездах этого дома висели объявления, подписанные ООО «Жилстройсервис»: «Уважаемые жители! По вашему дому по состоянию на 27 июня 2007 г. образовалась задолженность по оплате за горячее водоснабжение и отопление. Просим вас срочно погасить имеющуюся задолженность, в противном случае будет произведено ограничение поставки тепловой энергии (горячей воды) УМУП «Теплоком» путем отключения горячего водоснабжения по вашему дому с 03.07.07 г.». Точно такие же объявления были обнаружены не только на этом доме.

Рекордные долги

Директор УМУП «Теплоком» Василий Жуков сообщил, что в этом году впервые задолженность за потребленную тепловую энергию составила больше двух периодов оплаты (в настоящее время по многим управляющим компаниям (УК) не оплачен даже апрель): «Энергетики прислали нам предупреждение об ограничении. Мы разослали такое же предупреждение всем управляющим компаниям, кроме «МегаЛинка». У «МегаЛинка» текущая оплата вместе с круглогодичной превышает текущее потребление».

Отключение вполне реально, сказал Жуков, но еще не высказала своей позиции администрация города. Одна из причин задолженности, утверждает директор «Теплокома» – несбалансированные размеры оплаты за теплоносители, рассчитанные самостоятельно УК, ТСЖ и ЖСК. Вторая - несвоевременность оплаты коммунальных услуг заволжцами.

Сегодня долги «Теплокому» таковы (в миллионах рублей): ООО «РЭС» - 22; ЖСК «Комплекс» - около 15; ЖСК «Левобережное» - 1,8; ТСЖ «Вымпел» - 2,4; ТСЖ «Ульяновский-2» - 1,9; ООО «Жилстройсервис» - 30. С последней компанией, сообщил директор «Теплокома», до сих пор не заключен договор на 2007 год. С «Жилстройсервисом» у «Теплокома» идут судебные процессы как по понуждению этой УК к заключению договора, так и по взысканию задолженности. Жуков рассказывает, что в местном суде «Теплоком» отыграл у «Жилстройсервиса» 9 миллионов долга. Поданная УК апелляция (в Самару) не изменила решения ульяновского суда, теперь слово – за казанским судом.

Практически отключить невозможно

Заместитель мэра Сергей Савельев предупреждение о возможном ограничении, направленное «Теплокомом» УК, ТСЖ и ЖСК, назвал своеобразным способом принудить компании работать с должниками.  Но отключение ГВС, говорит заммэра, возможно лишь теоретически. Для отключения нужно, чтобы задолженность «проживающих» на одном стояке превысила 6 месяцев. Практически же в 9-этажных домах возникновение ситуации 100-процентного 6-месячного долга целого стояка невозможно (кто-то из жителей все равно платит). Значит, невозможно и отключение.

Поскольку постигать основы реформирования ЖКХ нам приходится больше на практике, чем теоретически, сегодня мы публикуем (а не излагаем, точности ради) главу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Глава Х этого постановления так и называется: «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» (мы публикуем часть этой главы, касающуюся приостановления или ограничения в связи с задолженностью).

«79. Исполнитель (УК, ТСЖ, ЖСК – Г. А.) вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;

б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.

80. Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;

81. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте «а» пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

85. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

86. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить:

а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;

б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан».

Банкротить или не банкротить?

В общем, отключить потребителя от коммунальной услуги не так просто. И неплатежи должны превысить полгода, и процедура уведомления о приостановке или ограничении прописана до мелочей: письменно, под расписку или заказным письмом с уведомлением. После этого потребителю предоставляется месяц для погашения долга. И лишь потом – отключение…

Понятно, что объявление ООО «Жилстройсервис» противоречит процедуре, определенной Правительством РФ. Другое дело, что долги растут, а энергетиков причины задолженности не интересуют: тепло и горячая вода в наши квартиры поступили, значит, должны быть оплачены…

О том, что вышеописанная ситуация может возникнуть (и причинах возникновения такой ситуации) неоднократно писали мои коллеги-журналисты и я еще 2 года назад.

Мы неоднократно говорили о непрозрачности процесса выбора УК, о кулуарных решениях (и нарушениях) в процессе передачи домов в управление, об отсутствии элементарного просвещения горожан в реформировании ЖКХ, об отсутствии депутатского контроля за этим реформированием, о практически закрытом процессе тарифообразования.

К сожалению, мы оказались правы, когда писали о том, что спустя короткое время жители окажутся один на один с некоторыми частниками, которым передали дома в управление. И отсутствие должного контроля властей всех уровней за процессом выбора способа управления домами уже приводит к обращениям с суд. Хотя «задавить» судебные иски можно было еще в зародыше.

Писали мы и о том, что многие частные УК в короткое время станут такими же банкротами, как муниципальные УК. И, кстати, в последнее время директора некоторых частных компаний уже стали шутить: «Ну, что? Пришло время банкротить?» Так же «шутят» и некоторые чиновники. Опасные шутки…

3 июля в домах ООО «Жилстройсервис» горячую воду не отключили. И неизвестно, сколько должников-новогородцев, испугавшись такой «психической атаки», сломя голову помчались в ООО «РИЦ» оплачивать долги по коммунальным услугам.

Но, думаю, что к «стимулам», использованным «Жилстройсервисом», в управлении которого оказалась почти половина домов нового города, отношение сложилось вполне определенное.

5 июля 2007 г.

<< Предыдущая | Вверх | Следующая >>
Главная | 2008 год | 2007 год |

Геннадий Антонцев
Главная 2008 год 2007 год Об авторе ЖЖ Контакты Закладка
Simbirsk Banner
Simbirsk Banner
Используются технологии uCoz